БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Печать

БАЗОВЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Основными задачами и направлениями деятельности служб сопровождения являются:
1.    Индивидуальная работа с кандидатами в замещающие родители  до момента приема ребенка в семью. Специалисты службы сопровождения, прошедшие специальную подготовку и работающие с конкретной семьей, могут не только порекомендовать наиболее подходящий вариант устройства, но и не допустить принятия необдуманного решения или решения, продиктованного корыстными соображениями. Познакомившись с семьей, выразившей желание взять на воспитание ребенка-сироту, специалист службы сопровождения имеет уникальную возможность не только разобраться с движущими семьей мотивами, но и ее ресурсами и потенциалом для воспитания приемного ребенка.
2.    Обучение кандидатов в приемные родители.  Организовать  в Новосибирске занятия для кандидатов в приемные родители из сельской местности в связи с удаленностью и проблемами проживания невозможно. Более приемлем вариант организации коротких районных  школ кандидатов в приемные родители. Их могли бы в течение двух-трех дней посещать 5-6 потенциальных мам и пап. Возможно, узнав, какие трудности придется преодолеть, какие ожидания существуют относительно миссии профессиональных воспитателей, кандидаты смогли бы лучше сопоставить свои возможности и мотивы.
3.    Профилактика конфликтов, проблем с управлением поведением и воспитанием ребенка. Даже в том случае, когда кандидатура приемной семьи не вызывает никаких сомнений, это не значит, что она не столкнется с неожиданностями. Многие искренне убеждены, что ничего сложного и непреодолимого в воспитании детей-сирот нет. Типичное заблуждение кандидатов в замещающие родители: «Дети, как дети. Своих же воспитали, вырастили порядочными людьми. И тут справимся». Но на практике не всегда удается избежать сюрпризов, обид, разочарований. Многие проблемы можно решить достаточно легко, если помощь придет своевременно. Чаще всего в Центр обращаются, когда помочь уже ничем нельзя. Отношения испорчены, доверия нет, сильные эмоции преобладают над разумом. Служба сопровождения имеет возможность помочь, поддержать, подсказать на ранней стадии развития проблемы.  
4.    Консультирование и обучение родителей
Самые сложные проблемы – кризисы роста детей. Практически все возвращаемые в учреждения общественного воспитания дети – подростки. Родители не готовы к взрослению своих подопечных и если не были сформированы в детском возрасте ответственность , умение делать выбор, распоряжаться своей свободой, неминуемо начинаются конфликты, скандалы, побеги из дома, разборки по поводу ночных гуляний. Готовить родителей к этому нужно заранее.
5.    Координация. С приходом в приемную семью ребенок попадает в социум. Это соседи, продавцы магазина, воспитатели детского сада, школьные педагоги, врачи и медсестры. Все они вступают в определенные отношения с ребенком, общаются с ним, нередко не понимая его статуса, сложности его положения, психологического состояния, причин неадекватного с очки зрения постороннего поведения. Родители вправе рассчитывать на профессиональную помощь и поддержку  педагогов и медиков. Однако на практике чаще всего бывает наоборот. Вместо помощи на них сыплются обвинения, упреки и подозрения. Специалист службы сопровождения может помочь в налаживании отношений, координаций усилий всех служб в той или иной степени занимающихся ребенком.
6.    Помощь семье в подготовке ребенка к самостоятельной жизни
Одна из ключевых задач приемной семьи – социальная адаптация подготовка ребенка к взрослой жизни после выпуска. Как показал опрос, проведенный на «Школах приемных родителей» до 60% родителей не готовы  дать однозначного ответа на вопрос: «готовы ли они поддерживать ребенка после выпуска и в какой форме?». Задача специалиста помочь родителям в развитии у ребенка социального кругозора, необходимых качеств - ответственности, самостоятельности и начать эту работу задолго до выпуска.  
Здесь перечислены только самые серьезные вопросы, относящиеся к компетенции специалиста службы поддержки приемных семей. Все их можно обобщить до трех функций: просвещение, обучение, поддержка. Мы специально избегаем слова «контроль». При знании обстановки и возможности влиять с позиции доверия, а не с позиции силы, эта функция не будет приоритетной.