Основные формы работы службы сопровождения

ФОРМЫ РАБОТЫ СЛУЖБЫ С ПРИЕМНЫМИ РОДИТЕЛЯМИ
Знакомство.
Прежде всего, нужно познакомиться. Знакомство лучше начинать не с посещения семей на дому. Так специалисты служб поддержки Сузунского и Куйбышевского районов  вместе с приемными родителями участвовали в работе Школы приемных родителей, организованной Центром развития семейных форм устройства детей. Вместе обсуждали сложные вопросы воспитания детей, играли в игры, спорили, слушали лекции. В процессе работы в малых группах уже сложились определенные отношения, сблизились позиции, стало легче понимать друг друга. Хорошо если первое знакомство пройдет в неформальной обстановке – это может быть праздник, организованный для приемных семей, детский утренник или просто собрание всех приемных родителей, приуроченное к какому-нибудь событию. Хорошо, если новых специалистов представит человек, пользующийся уважением и авторитетом в районе, хорошо известный родителям. А специалистам стоит подумать над тем, как презентовать себя и новую службу, как обсудить первые шаги навстречу друг другу, что предложить.
Консультирование.
Консультирование - основная форма текущей, повседневной работы с замещающими семьями. Консультации проводятся как по инициативе родителей, так и по плану педагога или психолога. Как правило, такие планы появляются после посещения семей, знакомства с детьми, обстановкой в доме, отношениями, сложившимися между взрослыми и детьми. Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым. Все зависит от  темы, насколько болезненной является ситуация и насколько участники хотят сохранить в тайне информацию о происходящем в семье. Полезно предварительно готовить к консультации печатные  материалы, которые родители смогут унести с собой, чтобы еще раз вернуться к ним дома. Возможно размещение рекомендуемых материалов на электронных носителях, поскольку в большинстве семей уже есть персональные компьютеры.  Следует строго соблюдать правила конфиденциальности. На групповых консультациях нельзя без согласия родителей приводить примеры ставших известными психологу или социальному педагогу проблемных ситуаций из жизни семей района. Каждая семья сама решит, чем она может поделиться.
Посещение приемных семей.
Конечно, обе стороны, хотя и готовятся особенно к первому визиту,  не воспринимают эту встречу как обычный поход в гости. Родители волнуются, стараются все показать в лучшем виде. Поэтому первая встреча вряд ли даст ощутимый результат для обеих сторон. Пожалуй, главной задачей первого визита должно стать установление доверия и формирование взаимных симпатий. Иначе говоря, гости и хозяева должны понравиться друг другу. От первого визита во много зависят дальнейшие контакты. Специалист и родители должны одинаково хорошо понимать, что цель таких встреч – помощь, а не контроль. Наблюдение за поведением детей в привычной для них домашней обстановке может очень  много дать психологу. Однако не следует торопиться с выводами и тем более оценками. Первое впечатление далеко не всегда бывает верным, а дети, прошедшие тяжелую школу выживания, как известно, склонны к манипуляциям. Естественно, о дате и времени встречи стоит договориться заранее, обязательно объяснив,  что вы хотите и почему. Если по какой-то причине специалисту отказывают в приеме, не стоит делать из этого трагедию и устраивать публичное разбирательство. Стоит подумать о возможных причинах и поискать другие подходы к семье.
Мини – лекции.
Почему мини? Большинство приемных родителей, проживающих в районах области, никогда не были студентами и не имеют привычки получать знания в виде пространных монологов преподавателя. Часто это люди в возрасте, с большим жизненным опытом. Им будет скучны и непонятны длинные речи, произносимые специалистами, часто годящимися им в дети. Короткие лекции должны сопровождаться обсуждением, работой в малых группах, обменом опытом.
Прежде чем планировать занятия, важно проанализировать, какие проблемы являются самыми важными для родителей района. Если большинство детей в приемных семьях уже достигли переходного возраста, видимо всем полезно послушать о проблемах кризиса подросткового самоопределения. Если большинство детей в возрасте 4-6 лет, полезно обсудить, как лучше подготовиться к школе, какими навыками должен овладеть будущий первоклассник. Если в районе много новых, только что созданных семей – самое важное, обсудить с родителями как проходит адаптация детей, каковы ее этапы, как вести себя родителям, чтобы ребенок скорее стал чувствовать себя полноправным членом семьи.
Один лишь монолог психолога вряд ли удовлетворит родителей. Скорее всего им захочется обменятся впечатлениями, поговорить о своих детях. Так что можно совместить лекцию с групповым обсуждением. Практический опыт всегда интереснее простых теоретических выводов. К тому же родители любят рассказывать о своих детях. Если на одну и ту же проблему выявляется несколько точек зрения, не стоит торопиться с собственными оценками. Лучше построить беседу так, чтобы родители сами пришли к тем выводам, которые психолог считает наиболее правильными в данной ситуации.
Лучше, если занятия происходят не от случая к случая, а в системе, скажем один раз в месяц. Родители привыкнут к тому, что в определенный день они собираются вместе и будут заранее к этому готовиться.
Клуб приемных семей
Если у специалистов службы поддержки появились помощники из числа самых активных родителей, можно попробовать организовать клуб приемных семей. Собираться можно не часто, по праздникам. Если позволяют условия, можно собираться с детьми. Программа может быть самой разной. В некоторых районах уже существует традиция неформальных встреч – пикники, поездки на озеро, дни рождения. В неформальной обстановке быстрее завязываются дружеские отношения, семьи становятся более открытыми, легче делятся как успехами, так и проблемами в воспитании детей. Клуб – неформальное сообщество приемных родителей.  Специалист службы сопровождения может взять на себя организаторские функции – обзвонить родителей, договориться с помещением, организовать питание, транспорт.

Просмотр и обсуждение кинофильмов.
Наш опыт включения в каждую сессию Школы приемных родителей коллективного просмотра кинофильма о детях-сиротах, приемных семьях показывает, что когда родители смотрят уже знакомые им фильмы не с позиции обычного зрителя, а с точки зрения профессионального воспитателя, они совершенно иначе воспринимают его содержание. Совместный просмотр не только дает пищу для очень эмоциональных и откровенных обсуждений, но и позволяет иначе взглянуть на себя, свои отношения с детьми. Сильные переживания помогают подняться над ежедневной суетой и рутиной, мелкими проблемами повседневной жизни, еще раз убедиться в том, что решение создать приемную семью было верным, что есть силы и решимость довести дело до конца, несмотря на трудности.  Глубоких, эмоциональных фильмов данной тематики не так уж много. В нашем Центре есть небольшая коллекция, которой мы всегда готовы поделиться.

 

Рейтинг@Mail.ru