Основные принципы работы службы сопровождения

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СЛУЖБ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Прежде всего, нужно определить три базовых условия, которые должны сочетать в своей работе специалисты службы поддержки:
1.    Служба сопровождения не является контрольно-надзорным органом. Главная ее функция состоит в реализации психолого-педагогических и других социальных услуг. Работа службы предполагает соблюдение условий конфиденциальности. Информацию, полученную от клиента, специалист обязан хранить в тайне,  соблюдая условия ответственного хранения любой персонифицированной информации. Это отражено в договоре о сопровождении семьи. Поэтому служба является партнером органов опеки и попечительства,  но не их структурным подразделением.
2.    В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации, и  ее специалисты всегда обязаны исходить из принципа «соблюдение интересов и прав ребенка». В случае обнаружения в семье ситуации, грозящей жизни или здоровью ребенка, специалист обязан принять меры.
3.    В своей деятельности и при принятии любого решения  служба руководствуется принципом «не навреди». Иными словами, специалисты службы обязаны использовать в своей работе только проверенные методики работы, принимать взвешенные решения, адекватные ситуации и  уровню своей компетенции.
Остановимся так же на принципах и подходах в деятельности, которые определяют специфику работы службы.  

Контроль и содействие индивидуальному
развитию воспитанников замещающих семей

Одна из важнейших потребностей приемных родителей - необходимость видеть результаты  труда, вкладываемого в воспитание ребенка.  Многие приемные родители, приходящие на консультацию к специалисту, могут посетовать в разговоре:  «Мы столько вкладываем сил и так стараемся, а взамен не получаем отдачи». Эта самая «отдача» приходит не сразу, и чтобы не впасть в отчаяние, им прежде всего необходима эмоциональная поддержка. Помимо признания важности времени и терпения родителям иногда не хватает самой малости – внимания, к собственным пусть незначительным достижениям.  В этом смысле, психолог службы поддержки становится для родителей, не только зачастую единственным человеком, кто может выслушать, но и человеком с которым можно проанализировать поведение ребенка и обратить внимание на важные мелочи, которые дают возможность больше поверить в свои силы. Наши специалисты, ведущие «Школы приемных родителей» отмечают, что одним из важных достижений  общения на семинаре и индивидуальных консультациях, становится  актуализация у родителей собственных знаний и опыта, для них характерны следующие слова: «Я так радуюсь, что многое делала правильно. Не буду теперь бояться. Я себя зауважала".
С началом работы служб поддержки мы также связываем большие надежды на качественное изменение работы по сопровождению семей. Консультанты нашего учреждения оценивают ситуацию в семье, прежде всего опираясь на описания, которые они слышали от самих родителей. Служба поддержки, выстраивая свою работу по принципу «домашний психолог», имеет возможность регулярного посещения семьи по месту жительства и общению не только с  родителями, но и со всеми членами семьи – другими взрослыми, приемными и кровными детьми. Такая работа позволит обеспечить соблюдение принципов контроля и содействия индивидуальному развитию каждого ребенка, устроенного  в семью, среди которых можно выделить следующие:

•    Приемный ребенок, семья ребенка и приемный родитель знают специалиста сопровождающей службы, его профессиональные обязанности и как связаться с ним.
•    Специалист должен уделять достаточно времени для регулярной работы с каждым родителем и ребенком, контролю и содействию индивидуальному развитию каждого ребенка, устроенного  в семью.
•    Если работа с ребенком требует привлечения иного специалиста в той или иной области для своевременного решения проблем ребенка, специалист службы берет на себя обязанность по организации, координации и мониторингу такой помощи.
•    Специалист сопровождающей службы при необходимости имеет возможность регулярной, индивидуальной  работы с ребенком  в установленные законом временные рамки, данное право должно быть закреплено в договоре о сопровождении семьи.
•    Специалист для обеспечения эффективного мониторинга и документирования индивидуальной работы с каждой семьей и ребенком, ведет личное дело каждого ребенка,   с соблюдением условий безопасного хранения и ограниченного доступа к информации личных дел.
•    В личном деле ребенка отдельное внимание уделяется мониторингу здоровья ребенка, специалист по согласованию с приемным родителем следит тем, чтобы каждый ребенок был зарегистрирован у врача, получал необходимую медицинскую профилактическую помощь, включая консультации по различным вопросам.
•    Для обеспечения образования приемного ребенка, специалист приглашает соответствующих сотрудников образовательного учреждения  принять участие в процессе мониторинга обучения ребенка.

Обеспечение соблюдения принципов
устройства ребенка в семью.

Включение службы сопровождения в процесс отбора и подготовки кандидатов в замещающее родители, позволяет участвовать в работе с кандидатом нескольким специалистам, что должно повысить уровень объективности процесса отбора, позволяет проводить одно из собеседований дома у претендентов. Такая встреча преследует не только цели -  лучше узнать семью и определить потенциальные условия приема ребенка, но и заложить основу для сотрудничества специалиста сопровождения с будущими приемными родителями. Кандидаты в приемные родители должны осознать потребность и быть готовыми к регулярным визитам специалиста, к его общению с ребенком начиная с периода устройства и адаптации. Положительное заключение, полученное по итогам психологического собеседования и тестирования, не должно трактоваться буквально и не предполагает устройство в семьи кандидатов абсолютно любого ребенка, оставшегося без попечения родителей.   Именно служба сопровождения поможет осуществить подбор ребенка.
Проводя данную работу, специалисты руководствуются следующими принципами:  
•    Учет пола, возраста и особенностей развития передаваемых на воспитание детей и подростков для определения индивидуальных потребностей во всех случаях устройства.
•    Ориентация на мнение самого ребенка при принятии решения об устройстве с учетом его возраста, умственного развития и опыта.
•    Учет ресурсов семьи, возможностей замещающих родителей в обеспечении высокого качества воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей при принятии решения об устройстве ребенка в семью.
•    Подготовка социального окружения семьи к участию в успешной адаптации ребенка в приемной семье и местном сообществе.


Обеспечение соблюдения принципов профессиональной
поддержки замещающей семьи

Последние годы важным направлением информационно-просветительской работы ГБУ НО ЦСФУД была поддержка приемных семей в ситуации неоднозначного отношения к ним в местном сообществе. Задачи преодоления негативных стереотипов, бытующих в обществе, укрепления позитивного имиджа семьи, содействия социальному признанию труда приемных родителей, в той или иной степени актуальны и по сей день.   В данной работе важна не только опора на СМИ, общественные организации, учреждения и специалистов социально-поддерживающей сети* семьи, но и на самих приемных родителей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что формирующиеся сообщества приемных родителей во многих районах стали настоящим действенным ресурсом взаимоподдержки. Для выпускников Школы приемных родителей характерны такие слова: «Раньше мы испытывали настоящее одиночество, не к кому обратиться за помощью и советом, соседи нас не понимали и не поддерживали, сейчас мы видим вокруг себя многих коллег, мы уже не одиноки, и можем в случае чего позвонить друг другу».
  Обеспечение условий для формирования сообщества замещающих родителей, развития форм общения и взаимодействия замещающих семей стало одной из принципиальных задач профессиональной поддержки замещающей семьи, среди которых можно отметить также следующие:  

•    Непрерывность и последовательность в вопросах обучения, методической и информационной  поддержки замещающих родителей
•    Создание условий для максимальной включенности родителей в мероприятия для замещающих семей
•    Уважительное отношение к приемным родителям как к партнерам со стороны других специалистов   
•    Помощь в преодолении возможных кризисных ситуаций
•    Подготовка местного сообщества к участию в успешной адаптации ребенка выпускника приемной семьи к взрослой, самостоятельной жизни. Оказание помощи воспитаннику, выпускнику,  покидающему приемную семью, в жизнеустройстве и решении временных трудностей.

Конечно, приведенный в данной статье список принципов и подходов в работе службы сопровождения не является исчерпывающим. Это лишь базовые идеи в работе специалистов службы, в процессе реализации своих задач. По мере развития служб на территории нашей области, он наверняка будет дополнен.

 

 

Рейтинг@Mail.ru