«Год назад мы взяли в семью девочку пяти с половиной лет. Почти сразу она начала называть нас «мама» и «папа». Сначала всё было хорошо, но со временем стали проявляться лживость, леность, склонность к воровству. Она берёт чужие вещи, а потом отпирается: «Я не брала». Думаю, что это у неё наследственное: и мать, и отец сидят в тюрьме, у обоих по 7 классов образования. Девочка очень ленивая, ничего не хочет делать, а нам ведь к школе надо готовиться. До сих пор названия месяцев не выучила. Уже и не знаю, как быть. Просто руки опускаются. Недаром говорят: «От осины не родятся апельсины». Наверное, от генетики никуда не денешься». Из разговора с приёмной мамой.
В последнее время часто приходится слышать подобные рассуждения о «плохих» генах. Что же такое генетика и стоит ли её бояться?
Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов, которая пытается объяснить сходства и различия между родственными организмами, а также механизмы передачи признаков от родителей детям.
|
Тема наследственности вызывает у приёмных родителей множество вопросов и опасений. Последние связаны с представлением о том, что все родители детей, оказавшихся в детских домах, - алкоголики, наркоманы и преступники, а главное, что эти пороки передаются по наследству.
Отовсюду приёмные родители могут услышать истории из жизни соседей, знакомых и друзей: «Усыновили, а он школу прогуливает, из дома убегает, клей нюхает»; «уже второй год в семье живёт, а всё не может привыкнуть к нормальной жизни – так и норовит что-нибудь украсть»; «взяли её в семью, а она в 14 лет забеременела – вся в родную мамашу пошла».
И всё-таки ни алкоголизм, ни наркомания, ни воровство генетически не закладываются; нет ни гена бродяжничества, ни гена проституции. Ведь если бы всё было так однозначно, а алкоголизм, наркомания и тяга к преступлениям передавались исключительно по наследству, то в благополучных семьях никогда не появлялись бы наркоманы и алкоголики.
Да, генетическое влияние существенно и важно, но не меньшее значение имеют среда и воспитание. Дети наследуют не готовые качества или способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. Задатки, унаследованные человеком, реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества).
Приёмные родители должны понимать, что исправлять чужие ошибки гораздо труднее, чем воспитывать «с чистого листа». Часто от людей, желающих принять ребёнка в семью, можно услышать: «Своих воспитали, образование дали хорошее, в люди вывели, никаких проблем не было. С приёмным ребёнком совладаем».
Они заблуждаются, предполагая, что всё будет так же, как с кровными детьми. Ведь родной ребёнок изначально рос в других условиях: не подвергался физическому или сексуальному насилию, не ночевал на улице, и даже если в семье были серьёзные финансовые проблемы и ребёнка не баловали сладостями или дорогими игрушками, то он всё равно понимал, что у него есть семья и любящие родители. Не всегда приёмные родители учитывают негативный опыт, ограниченный запас знаний и умений ребёнка, который становится членом их семьи. И ему, ещё вчера жившему в учреждении общественного воспитания или неблагополучной семье, предъявляют требования, которые для него в данный момент невыполнимы. Неоправданные ожидания приемных родителей приводят к стрессу, депрессии. Часто возникают вопросы: «Зачем я это сделал? А может все бросить? Может это наследственность, и ничего не исправишь?» Но ребенок это не вещь, которую можно обменять или вернуть; помните, один раз его уже предали самые близкие люди. Если приемная семья будет жить в страхе перед «генами», в любом проявлении ребенка высматривая зачатки «аморального образа жизни», то возникнет ситуация самосбывающегося пророчества.
Крайне редко в медицинской карте ребёнка из детского дома отсутствуют какие-либо диагнозы. Большинство детей педагогически запущены, у многих - задержка психического, психомоторного развития. Почти у всех детей наблюдаются невротические реакции, высокая тревожность, агрессивное поведение, часто встречаются энурез, энкопрез, нейродермиты. Многие ребятишки даже в возрасте 6-7 лет могут не обладать навыками личной гигиены (не умеют чистить зубы, умываться), не знают, как заправить кровать, нарезать хлеб или заварить чай.
Не стоит забывать, что ребёнок в той, другой жизни, может быть, просто не видел, что хлеб режут, а чай заваривают. Возможно, на протяжении нескольких лет основная задача ребёнка была выжить: поесть, не замерзнуть, укрыться от побоев. Стоит ли тут говорить о воспитанности, об интеллектуальном развитии, о пробелах в школьных знаниях и общей осведомленности?
Тяжелые переживания, постоянное внутреннее напряжение отбирают много душевных и физических сил. Ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности, он быстро устает. Подавленное настроение, тревожность, страхи не позволяют реализовать способности. Получается, что причина такого состояния у детей – вовсе не дурная наследственность, а опыт одиночества, пренебрежения и жестокого обращения со стороны собственных родителей, опыт потери семьи, пребывание в состоянии полной неопределенности в жизни. Как только ребёнок поймёт, что он в безопасности, о нём заботятся, его любят, он начнет навёрстывать упущенное: будет развиваться интеллектуально и физически, у него могут пройти даже некоторые хронические заболевания. Для этого приёмным родителям придётся приложить немало усилий, запастись терпением и великодушием, потратить много сил и времени на то, чтобы развить у ребёнка определенные навыки и умения. И, конечно, не стоит забывать о помощи специалистов: врачей, психологов, дефектологов, педагогов.
Если же приёмная семья будет жить в страхе перед генами, в любом проявлении ребёнка высматривая зачатки аморального образа жизни, то возникнет ситуация самосбывающегося пророчества.
«Ребёнок, в которого не верили, от которого ждали худшего, будет вынужден (если он послушен) подчиниться ожиданиям, либо (если он упрям) утрировать стиль поведения, пугающий приёмных родителей». Л.В. Петрановская, психолог, специалист по семейному устройству |
- Чтобы ваш ребёнок успешно развивался, необходимо удовлетворить его основные физические и психологические потребности. Основные физические потребности – это еда, сон, отдых, предупреждение заболеваний и травм. Основные психологические потребности – это потребность в привязанности и любви, ощущение психологической безопасности, чувство самоуважения, реализация своих способностей.
- Принять его таким, какой он есть, без оговорок и условий. Вы же любите его не за то, что он выучил стихотворение или вымыл посуду.
- Обеспечить ему позитивное общение с членами семьи. Среди прочего: совместные прогулки, просмотр мультфильмов, рыбалка, игры, сказка на ночь.
- Предъявлять требования, соответствующие его возможностям. Не стоит требовать от пятилетнего малыша знания таблицы умножения. И, тем более, нельзя упрекать ребёнка с задержкой психического развития в том, что он не знает или не умеет чего-то того, чем уже давно овладели его ровесники.
- Используя девиз «Вместе мы сможем всё», поддержать его в преодолении трудностей.
Сударева Анна, психолог,
ГБУ НО "Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей"