Гиперактивный или активный ребенок

Синдром гиперактивности, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), или минимальной мозговой дисфункции (ММД) стал сейчас очень распространенным.
Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все чаще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. И  ребенка, проявляющего излишнюю подвижность и неусидчивость, будь то в детском саду или в классе, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Не следует спешить с выводами, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, который поставит только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.
 
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, чем отличается гиперактивный и активный ребенок
Активного и подвижного ребенка не стоит сразу относить к категории гиперактивных. С момента рождения повышенная двигательная активность является нормой для ребенка, это позволяет ему осваивать окружающий  мир. Ребенку все интересно, он не может долго стоять на одном месте или неподвижно сидеть за столом, он полон энергии, поэтому иногда он становится упрямым и непослушным – это нормально. И если он слишком активен, то может быть потому, что ему скучно, или может быть, это временно. Или просто так сложилась ситуация. И для того, чтобы успокоить активных детей достаточно будет поговорить с ними, переключить или привлечь внимание, а также на время лишить их любимых занятий.
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в гостях, в кабинете врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Ребенок ведет себя именно таким образом не потому, что хочет досадить взрослым, не на зло им, а потому, что у него имеются физиологические проблемы, справиться с которыми он не в состоянии.
Гиперактивные дети плохо переносят ситуации, где требуется ограничение движений, мыслей, это вызывает у них нарастание тревоги, которую они пытаются избежать, начиная метаться, перескакивая в своем внимании с одного объекта на другой. Они одновременно и стремятся к близкому контакту с другими, требуют внимания, но одновременно и бегут от него, плохо перенося как общение, так и одиночество.
Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков.
Основными причинами возникновения гиперактивности у детей прежде всего являются патология беременности, родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни ребенка, генетическая обусловленность.
 
Признаки гиперактивности
Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору родителей.
Основные признаки гиперактивности - нарушение внимания, чрезмерная двигательная активность, и импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделен на три подтипа: дефицит внимания, гиперактивность, смешанный.
Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течении шести месяцев.
А. Дефицит внимания:
  1. Снижено избирательное внимание: не может надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
  2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.
  3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются.
  4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
  5. Ему трудно организовывать свою деятельность, часто переключаются с одного занятия на другое.
  6. Избегает или не любит задачи, которые требуют от него длительного умственного напряжения.
  7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
  8. Легко отвлекается посторонним шумом.
  9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
 
В. Чрезмерная двигательная активность:
  1. При волнении интенсивные движения руками или ногами.
  2. Часто встает с места.
  3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.
  4. Ему трудно  участвовать в тихих действиях досуга.
  5. Действует, как будто "заведенный".
  6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д.
  7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.
  8. Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.
  9. Вмешивается в разговор или деятельность других.
 
С. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и чрезмерной двигательной активности.
 
(Информация взята с сайта «Информационная медицинская сеть» http://neuro.net.ru)
 
Однако помните о том, что диагноз гиперактивность ставит  специалист, и вы как родитель можете только наблюдать за ребенком, а не ставить диагноз самостоятельно.
 
Взаимодействие с гиперактивными детьми
1. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков и приказаний, а также восторженных интонаций и эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к вашему настроению. И его повышенные эмоции станут препятствием для дальнейших успешных действий.
2. Желательно не перегружать ребенка учебными нагрузками, кружками, спортом, так как это приводит к переутомляемости, капризам и отказу от учебы вовсе.
3. Гиперактивному ребенку для ощущения безопасности необходимы четкие границы дозволенного и обязательная «обратная связь» от взрослого.
4. Гиперактивному ребенку, как правило, делают огромное количество замечаний и дома, и в детском саду, и в школе, в связи с этим страдает его самооценка, поэтому надо чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. Однако не стоит забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, а особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять.
5. Если вы хотите добиться того, чтобы ребенок выполнял указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него. Прежде всего, указания должны быть немногословными, и содержать не более 10 слов. Не давайте несколько заданий сразу, лучше давать их отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Выполнение заданий необходимо проконтролировать.
6. В случае если родители считают, что какую-то деятельность ребенка необходимо запретить, то надо помнить, что подобных запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций.
7. В повседневном общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет», «нельзя». Гиперактивный ребенок, являясь импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на такой запрет непослушанием, либо вербальной агрессией.
8. В силу своей импульсивности гиперактивному ребенку трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Иногда лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. К примеру, если ребенок смотрит телевизор, а родителям надо идти в магазин, можно сказать ему: «Через 10 минут мы выключаем телевизор. Хорошо?» и чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении этих 10 минут ему напомните не вы, а звонок будильника.
9. Соблюдение дома четкого режима (распорядка) дня – тоже одно из важнейших условий успешных действий при взаимодействии с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и тоже, известное ребенку, время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное (фиксированное) время.
10. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
 
И в заключение, посмотрите, чрезмерная активность вашего ребенка, является ли она вообще болезнью или проблемой? Не торопитесь вешать, или позволять кому-либо, вешать ярлыки на вашего ребенка! Не торопитесь соглашаться с тем, что вашему ребенку нужны какие-либо препараты!
Отвлекитесь от прочих дел и обратите внимание на своего ребенка! Может, лучше и в будущем уделять ему больше внимания? Может, надо перестать говорить ему: «стой, не ходи!», «нельзя», «не бегай», «не лезь»? Может, давать ребенку возможность реализовывать всю свою энергию, чаще бывая вместе с ним на свежем воздухе и давая ему возможность бегать, прыгать, даже кричать во весь голос.
Диана Мишакова, психолог

Рейтинг@Mail.ru