Библиотека специалиста по семейному устройству

000877
Что почитать о семейном устройстве детей сирот. В Интернете конечно много статей, отзывов, писем, но хотелось бы чего-то серьезного, подкрепленного не только сиюминутным опытом, но серьезным анализом специалистов-профессионалов.

Мы обратились в Елене Ивановне Николаевой, профессору кафедры психологии и психофизиологии ребенка Российского государственного университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), доктору биологических наук   с просьбой порекомендовать серьезную литературу, которая была бы полезна не только приемным родителям, но и специалистам служб сопровождения замещающих семей, отделов опеки и попечительства, педагогам и психологам, работающим с детьми и взрослыми.

 

Е.И. Николаева является автором более 170 научных публикаций, в том числе учебника «Психофизиология», рекомендованного МО для вузов, лауреат премии общества психологов «Золотая Психея». Ее книги «Воспитание толерантности. Психологическое сопровождение обучения в начальной школе», «111 баек для детских психологов», «Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка».

Мы получили список, прилагаемый ниже, с оговоркой, что достать эти книги не просто, в продаже их может уже и не быть, но есть библиотеки, возможность выписать из других городов или найти в электронном виде в сети.

1. Волкова Г. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. М.: КАРО, 2007

2. Гринберг С., Савельева Е., Вараева Н., Лобанова М. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб: Речь, 2007.

3. Жуков В. Опыт и проблемы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства, в современных условиях. М.: РГСУ 2009.

4. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители. Практическое руководство. – М.: Изд-во ИПРАН, 2013.

5. Морозов Д. Создание сообщества приемных семей. Ваш приемный ребенок. М.: Дельфис, 2012

6. Морозова Е.Н. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. М.: НЦ ЭНАС, 2005.

7. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. – СПб: Изд. Дом СПбГУ, 2003

8. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Особенности личностных характеристик детей и родителей в эффективных и неэффективных приемных семьях // Вопросы психологии. 2007. №.6. С. 37-43.

9. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Навстречу ребенку. Пособие для принимающих родителей. М.: ООО Изд-во «Проспект», 2010. 88с.

10. Николаева Е.И., Япарова О.Г. Ребенок свой и чужой. Ребенок в родной и приемной семье: проблемы и их решение. - М.: ООО "ЭЛПИС", 2013. - 286 с.
 
      11. Николаева Е.И. Психология семьи. СПб: Питер, 2013.
 
      12. Николаева Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как? СПб: Питер, 2013
     
      13. Николаева Е.И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей-сирот в приемных семьях // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т.7 №4. http://tepjournal.com/ru/soderzhanie/2014/tom-7-4/09 (эл)
 
     14. Ослон В. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: МГППУ, 2006.
 
     15. Петрановская Л. Дитя двух семей. Книга для приемных родителей. М.: Класс, 2013.
 
     16. Семикин В.В., Векилова С.А. Психологические аспекты проблемы отказа от усыновленных и приемных детей: вторичное сиротство // В кн.: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 7. – МО: СВИВТ, 2013. –С. 81–85.Соломатина Г.
     
     17. Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье. М.: Владос, 2014.
 
     18. Шахматова А. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. М.: Академия, 2005

 

"Книга жизни"

 

 

Уважать и любить других можно, только полюбив себя, но для этого нужно знать самого себя. Состояться и стать счастливым можно, только определив свои ориентиры в жизни, но для этого нужно осознать свои ценности. Наши ценности - это то, чем мы дорожим, то, во что мы верим, что помогает нам держаться на плаву, а главное - быть личностью.
Первые и самые важные из ценностей человека - ценность имени, отношений с близкими, принадлежности к семье и многие другие - зарождаются еще в детстве. Зачастую мы наивно ждем от детей ответственности в принятии решений, взаимности в проявлении заботы, чуткости к окружающим, в то время как многие из них так и не ответили на вопрос «Кто я?». Чтобы узнать себя лучше и уверенно шагать в будущее, каждому из нас приходится в течение жизни не раз возвращаться к событиям прошлого, к однажды пережитым чувствам и опыту и находить в этом силы для понимания своего настоящего. Но в том-то и беда, что у большинства наших детей мало приятных воспоминаний, так же, как мало представлений о самих себе. Многие из них не умеют любить, потому что сами долгое время нуждаются в любви и привязанности.
 

Повзрослев, мы благодарим своих родителей за каждую случайно обнаруженную вещь в семейном архиве. Эти фотографии, записи в дневниках и даже запылившиеся коробочки для хранения детских увлечений для нас как свидетельства прошлых событий - первого рисунка, первого звонка, первой любви, ссор и примирений, путешествий, выпускного вечера и многих других. Бережно сохраненные нашими родителями, они напоминают нам о том, какое значение имели эти моменты жизни для них, и на душе становится тепло от того, что ты любим.
Приходя в семью, получая шанс обрести заботу близких и любящих людей, точку опоры в жизни, наши дети нуждаются в помощи, на пути познания себя, в признании ценности как своего прошлого, так и всего, что происходит в настоящем и будет происходить в будущем. Сегодня мы поговорим о том, как можно помочь им в этом, - о книге жизни вашего ребенка.
 
В жизни семьи и каждого человека происходит множество замечательных событий, память о которых мы стараемся сохранить надолго не только в фотографиях, но и при помощи каких-то милых сердцу вещичек. Создание Книги жизни позволит нам не только сохранить память о детстве, о ярких моментах жизни, о первых успехах и достижениях, семейных праздниках и традициях, а также восстановить или создать историю ребенка.
Сейчас в книжных магазинах множество разнообразных детских альбомов, в которые можно вклеивать фотографии, вписывать ответы на вопросы, фиксировать информацию о друзьях ребенка. Но мы предлагаем вам создать самим эту эксклюзивную книгу жизни, свой маленький семейный
шедевр.
Каждый член семьи с удовольствием подключится к созданию такой книги Если создать книгу каждого, то в итоге у вас получится большая семейная энциклопедия в нескольких томах. Одним словом, такая книга - это «маленькая жизнь».
Книга жизни - это рассказ о жизни ребенка, переданный словами, картинками, фотографиями, документами, вещами…
Детям важно знать информацию о своем рождении, включая данные о том, сколько они весили, какого роста были, в какой день недели родились и в каком роддоме.
В книгу очень важно поместить младенческую фотографию ребенка, если таковая имеется. В некоторых роддомах или домах ребенка могут сохраниться младенческие фотографии, и тогда их можно найти.
Ну и, конечно, ребенок сам должен определить, какие важные события он будет заносить в свою книгу.

 

 Фото: http://miroscrapbook.blogspot.ru/
Подготовка к созданию Книги жизни
Сперва начните собирать необходимый материал:
Приготовьте: папку-скоросшиватель, блокнот, цветную бумагу, картон, фломастеры, маркеры, краски, ножницы, клей, скотч двусторонний, линейку,
простые карандаши, ленты, пуговицы и другие материалы для украшения страниц плюс то, чем вы наполните альбом.
Соберите фотографии, причем по возможности разновозрастные, которые будут размещаться в вашей книге. Далее - детские рисунки, аппликации, фигурки оригами, плоские елочные украшения – все  то, что сделал ваш ребенок за годы своей жизни и что вам удалось сохранить. Если есть такая возможность, то обратитесь за помощью в детский сад и попросите работы вашего ребенка, которые хранятся в архиве.
Также это может быть лист из дневника с первой оценкой или лист из тетради ребенка, документы из личного дела ребенка, диск с видео, где присутствует ребенок...
Фото: http://scrapbookandcardstodaymag.typepad.com/.a/6a0105349d6b3d970c017c320403ac970b-pi
 
Источники информации:
Главный источник информации - это сам ребенок. Кровная семья - также возможный источник получения детских фотографий ребенка, воспоминаний о его раннем детстве, а также другой многообразной информации, если ребенок жил там какое-то время. В этом случае послание к кровным родителям заключается в том, что им есть чем поделиться с ребенком, даже если они не растят его. Просьба приемных родителей о предоставлении фото­графий и информации, обращенная к кровной семье, показывает их важность для жизни ребенка.
Собранная информация может включать в себя рассказ о его любимых игрушках и занятиях, поездках, днях рождения или других праздниках, увлечениях ребенка, интересные и забавные поступки и т.д.
Вместе с ребенком можно осуществить поездки к важным местам из жизни ребенка и сделать их фотографии: окрестности тех мест, где он жил; роддом, где родился ребенок; первая школа, дом творчества или детский сад и т.д.
 Фото: http://miroscrapbook.blogspot.ru/
Размещение материала:
Весь собранный материал раскладывайте в файлы папки в хронологическом порядке.
Заведите блокнот для заметок (записывайте туда интересные истории, связанные с ребенком, яркие моменты, его фразы и т.д. - это все пригодится при оформлении книги жизни).
Продумайте структуру книги.
 
Приступайте к ее созданию вместе со своим ребенком.
Структура альбома и возможные темы оформления страниц:
Это я - рождение ребенка.
Мои родители.
В книге должны присутствовать фотографии кровных родителей, если они имеются, и если ребенок хочет поместить их туда.
Обязательно должна присутствовать информация о новых родителях, как о начале жизни в новой семье.
Имя - что оно значит (история происхождения имени ребенка).
Родословное дерево (как кровной семьи, так и той, в которой ребенок сейчас проживает, по возможности его можно сделать и с фотографиями).
Моя фамилия (информация о происхождении фамилии).
Братья и сестры.
Успехи и достижения ребенка.
Яркие моменты жизни.
 

 


 Фото: Анны Цурпал
 НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО СОЗДАНИЮ
Для создания книги можно за основу брать листы картона или акварельную бумагу. Закрепить страницы можно с помощью разъемных колец или скрепить их лентами, тогда можно будет добавлять туда страницы. Формат страниц такой книги лучше использовать 20 на 20 см или 30 на 30 см.
Фотографии желательно использовать не оригинальные, а скопировать их - либо сканировать, либо просто перефотографировать их.
 
Без колебаний добавляйте в книгу любимые стихотворения, понравившиеся цитаты из книг, афоризмы и собственные мысли и изречения.
Добавьте таинственности: в этом вам помогут различные загадочные «сюрпризы» - потайные кармашки, раскрывающиеся страницы, подвижные картинки или выдвигающиеся теги (ярлычки).
Многие из нас сентиментально хранят всевозможные мелочи, с которыми связаны веселые и грустные воспоминания. Это могут быть рекламные буклеты из путешествия, трамвайные билетики, сухие листья, лепестки розы, локон малыша, бирочки из роддома и другие предметы. Благодаря этим мелочам наша память помогает нам вернуться в давние времена, дает возможность вспомнить забытые эмоции и ощущения. Вместе с ребенком заведите коробочку, в которую вы будете складывать эти милые сердцу безделушки и при первой возможности дополнять ими соответствующие фотографии в альбоме. Если к этому добавить красивое оформление, ваши комментарии, мысли, даже стихи, то получится настоящий шедевр.
Ваши дети наверняка будут вам благодарны за то, что вы сумели сохранить «частицы их детства», «частицы их жизни», начали вместе с ними писать их историю, которая будет помещаться еще не на одной такой странице. И даже и сегодня, уже перелистывая страницы своей уникального книги, ваш ребенок будет черпать в нем силы и уверенность.
 
Материал: Анны Цурпал и Ивана Бородихина
 
Вебинар. Книга жизни» — техника работы с историей жизни приемного ребенка.
11 вебинар. Книга жизни» — техника работы с историей жизни приемного ребенка.
 
 

 

 

 
Представляем вашему внимаю выдержки из брошюры «Повышение социальной компетентности детей и подростков. Фильмотека» Автора: Е.Г. Коблик  М.: Генезис , 2007. – 136 с. Материал посвящен просмотру кинофильмов с подростами как воспитательной форме работы и разъясняет технологию организации и проведения кинопоказов и обсуждения с группой подростков. Материал будет интересен как специалистам, так и замещающим родителям. Ниже вы сможете познакомиться с примером обсуждения кинофильма «Чучело», представленным психологом Московой Марией специалистом Благотворительного фонда «Женщины и дети — прежде всего» и списком фильмов рекомендованных к просмотру. Добавляйте свои идеи, вопросы для обсуждения и рекомендации к просмотру в комментарии.
***
Просмотр фильмов в группе и свместное обсуждение позволяет решать множество задач:
•    Развивать психологическую компетентность: дети и подростки знакомятся с различными социальными типажами (людьми с разными типами темперамента, принадлежащими к разным социальным слоям общества, выполняющими разные социальные роли и т.д.) и учиться взаимодействию с ними, наблюдая за развитием сюжета.
•    Развивать эмоциональную сферу: участники учатся эмпатии, начинают осознавать собственные чувства и эмоциональные состояния партнера по общению.
•    Обучать навыкам решения проблем: работа с фильмом позволяет участникам увидеть, что существует множество разных способов решения проблем, расширить их поведенческий репертуар.
•    Снимать стресс: просмотр фильма и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и умению спонтанно выражать свои чувства.
•    Развивать способность к самоанализу: на основе просмотренного материала при совместном обсуждении участники обращаются к собственному опыту, учатся рефлексии, осознанию собственных чувств и поведения, что приводит к развитию самосознания.
 
Совместный просмотр и обсуждение фильмов требуют активного участия ведущего. В его задачи входит не только четкая организация самого процесса просмотра фильма вместе с детьми, но и грамотное выделение, формулирование проблем, волнующих участников, и создание особой доверительной атмосферы, необходимой для искреннего и честного обсуждения основных тем фильма. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, не боялись высказывать свои мысли вслух, вовремя получали обратную связь и поддержку от ведущего.
 
Кроме того, такие совместные просмотры обладают диагностической ценностью, дают


 возможность лучше понять детей, составить представление об уровне их знаний о предмете обсуждения.
 
Для успешного ведения такой работы ведущему желательно обладать следующими навыками и личностными качествами:
•    умение слышать и слушать;
•    теплота и искренность;
•    открытость и готовность делиться чувствами;
•    безоценочное отношение;
•    умение работать с «мифами» и традиционно «запрещенными» темами;
•    здоровый юмор;
•    умение оказывать поддержку.
 
Как выбирать фильм для обсуждения?
Фильм для совместного просмотра на занятии, должен отвечать определенным требованиям:
 
1.    Тематика фильма должна быть интересна детям или подросткам, способствовать повышению их социальной компетентности, давать пищу для размышления о себе, о своих жизненных целях, об окружающем мире. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен детям, чтобы он отражал актуальные проблемы, побуждал к активной жизни.
2.    Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
 
3.    Фильм должен быть эмоционально созвучен зрителям, поэтому важно хорошо разбираться в проблемах, волнующих детей.
 
4.    Выбирая фильм и планируя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности детей, различия в уровне развития.
 
5.    Фильм должен соответствовать возрасту детей.
 
6.    Важно учитывать продолжительность просмотра, чтобы оставить достаточно времени для обсуждения. Как показывает опыт, правильно выбранный фильм никого не оставляет равнодушным и позволяет в дальнейшем многократно возвращаться к просмотру и обсуждению.
 
7.    Выбирая фильм для просмотра, важно обратить внимание, есть ли в нем сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы — как для подростков, так и ведущих, поэтому рекомендуем воздержаться от такого выбора. Если вы все же выберете этот фильм, то следует помнить, что любые опасные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, следует быть готовым к этому и при необходимости самому инициировать такое обсуждение.
 
 
 
Фрагмент фил
Отрывок из фильма В погоне за счастьем
ьма "В погоне за счастьем" 
 
Особенности просмотра и обсуждения фильма
Ведущий обращается к участникам с кратким вступлением, после чего организуется совместный просмотр фильма. Затем после небольшого перерыва ведущий организует дискуссию на определенную тему, связанную с содержанием фильма, выделяя актуальные проблемы, а также обращая внимание на те эпизоды фильма, которые особо запомнились подросткам. Очень важно создать такую атмосферу, чтобы в ходе дискуссии все участники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения.
 
Основные цели обсуждения фильмов в группе:
•    Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.
•    Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для построения собственной жизни.
•    Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы самому управлять своей жизнью.
•    Развитие способности к сопереживанию.
•    Формирование позитивного мышления.
Основные вопросы для дискуссии:
•    Понравился ли фильм?
•    О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось?
Почему?
•    Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения?
•    Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе?
Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?
•    Какой герой был интересен? Почему?
•    Как фильм связан с моей собственной жизнью?
•    Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?
 
 
Отрывок из фильма "Мирный воин"
 
 
Безусловно, в каждом конкретном случае список вопросов будет дополняться, однако обсуждать отношение подростков к фильму, особенности поведения героев и связь происходящего на экране с реальной жизнью подростков рекомендуется после просмотра каждого фильма. 
 
Есть разные варианты организации процесса обсуждения. Можно просмотреть весь фильм целиком, а затем провести дискуссию, обменяться впечатлениями; другой вариант — последовательно посматривать эпизоды фильма (использовать стоп-кадр), делая паузы, во время которых прокомментировать сюжет, дать возможность детям поделиться мыслями и чувствами, а более глубокое обсуждение организовать в заключение просмотра фильма, при этом обсуждая и анализируя конкретны фрагменты-темы. Можно, делая паузу в просмотре, предложить участникам попробовать предсказать развитие сюжета, поведение героев. Центром обсуждения можно сделать главных героев фильма, а не темы, и тогда в ходе дискуссии могут обсуждаться самые разные вопросы. В некоторых случаях, особенно, когда фильм заканчивается трагически, следует дать детям возможность эмоционально отреагировать на происходящее, и лишь затем переходить к тематическому обсуждению. Словом, схемы просмотра и обсуждения фильмов могут быть разными, и многое зависит от индивидуальности ведущего, а также от особенностей группы, с которой он работает.
 
 
Отрывок фильма "Заплати другому" 
 
К выбору схемы проведения занятий следует подходитьитворчески, вам решать, как именно провести свое занятие. Во время проведения занятий с просмотром и анализом фильмов внутреннее сопротивление подростков незначительно, и они готовы к разным формам работы. Переживая вместе с киногероями выпавшие на их долю испытания и душевные страсти, зритель свободен от ответственности. Он не связывает увиденные на экране события с собственной реальностью.
 
Не стоит бояться того, что фильм всколыхнет глубоко спрятанные чувства, поднимет на поверхность прошлые переживания. Сами переживания и нахлынувшие чувства не менее важны, чем рациональный анализ. Если они проявляются, когда человек ощущает себя в безопасности, то несут эффект открытия, освобождения от старого. Главное — умело организовать обсуждение. Анализ просмотренного помогает найти решения в тех проблемных ситуациях, которые раньше казались неразрешимыми, и учит смотреть в будущее с оптимизмом.
 
В ходе обсуждения следует обращать внимание на разные интерпретации, разные отзывы об одном и том же событии фильма, можно использовать обсуждение фильма и для исследования сущности человека, отражения его внутреннего мира.
 
Во время просмотра фильма обратите внимание подростков на:
•    образы и поведение героев фильма, которые для них неприемлемы,
•    эмоциональные переживания как героев, так и самих участников,
•    стереотипы поведения,
•    позитивность или негативность динамики фильма.
 
После просмотра фильма
•    Организуйте спонтанное обсуждение. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные разными эпизодами фильма.
•    Помогите изложить реальное содержание фильма.
Обратите внимание зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.
•    Обобщайте сказанное участниками, резюмируйте высказывания.
•    Помогите участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи.
 
Подведение итогов вместе с участниками и резюме ведущего — самый важный этап. Он обязателен, предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания просмотра фильма в ходе заключительного обсуждения.
 
 
Отрывок из фильма "Доброе утро"
 
Фильм «ЧУЧЕЛО»
СССР, 1983
Сцен. В. Железняков;
Реж. Р. Быков (по мотивам одноименной повести В.Железнякова)
В ролях: Кристина Орбакайте, Ю. Никулин, Е. Санаева, Митя
 
Егоров, С. Крючкова.
127 мин.
Краткое содержание фильма
Фильм о детской жестокости, дружбе и предательстве, о мужестве девочки, прозванной Чучелом.
 
Фильм будет интересен детям от 10 до 16 лет — возраст наиболее активного познания и конструирования себя во взаимодействии со сверстниками.
Картина дает возможность обсудить с детьми много вопросов: как бы я повел себя в такой ситуации, отвергнутый и преследуемый или преследующий — на чьей я стороне, кто я?
Многие дети часто сталкиваются с проблемами вступления, принятия в группу: новый класс, компания. Как это сделать, не предав себя? И стоит ли группа этого, если она требует отказа от себя?
 
Рекомендуется использовать просмотр фильма для работы по следующим темам«Ценности личности», «Я глазами других», «Дружба», «Взрослые и подростки», «Толерантность». Темы для обсуждения: «Справедливость. Жестокость», «Я и другие», «Чувства», «Дружеские отношения. Предательство», «Взросление. Ответственность. Выбор», «Прощение».
 
 
 
Темы «Справедливость. Жестокость»
 
В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. «Предателям нет прощения», — говорит Железная Кнопка (Миронова). Бойкот, преследование, избиение — жестокие средства наказания детьми своей одноклассницы. Класс ведет себя единодушно, подчиняясь идеям и приказам Кнопки, кроме Васильева, который не считает такие средства приемлемыми. Страх стать изгоем движет детьми, когда каждый подкладывает дров в костер, сжигая чучело, изображающее Лену. Принадлежность к группе дает им возможность не принимать решения самим и снимает с них ответственность за поступки.
Не менее жестоки взрослые. Никто не вмешался, хотя все видели происходящее (тетя Клава, учительница, экскурсионная группа). Классная руководительница слишком жестоко наказала ребят, не взяв их в Москву.
 
Вопросы для обсуждения:
•    Почему дети так жестоко наказывали Лену, мстили ей?
•    Почему Васильев пытался заступиться за нее?
•    Чем отличается Васильев от других детей?
•    В чем проявлялась их жестокость на протяжении всего фильма, когда девочка только пришла в класс и потом?
•    Заслужила ли Лена такое отношение?
•    Прокомментируйте высказывание Марины в конце фильма: «Детки из клетки».
•    Что такое справедливость?
•    Были ли они справедливы, отстаивая свою справедливость?
•    Кто из персонажей вам ближе и почему?
•    Если бы вы оказались Леной, Сомовым, Кнопкой,
 
Поповым, Мариной, Васильевым, учительницей, дедушкой — как бы вы себя вели?
•    Кто несет ответственность за последствия своих поступков? Почему? Как?
•    В чем выражалась жестокость взрослых?
•    Как, по мнению Кнопки, следовало защищать справедливость?
•    Были ли у героев другие варианты поведения в данной ситуации?
•    Как бы я поступил в подобной ситуации?
 
Тема «Я и другие»
В группе детей существует жесткое разграничение — или член группы, или предатель. Если ты член группы, то обязан разделять ее правила, принципы и требования, высказываемые Кнопкой. Перед героями фильма (Леной, Васильевым, Сомовым) встает выбор: быть преданным группе или предателем? Третьего не дано. Ради класса Сомов отказался от Лены и дружбы с ней. А Васильев — нет.
 
Вопросы для обсуждения:
•    Что значит быть членом группы?
•    Какие правила существуют в этом классе?
•    Кто остался верен своим идеалам, не отказавшись от них ради класса?
•    Кто принадлежит группе, кто нет? Как вы это поняли?
•    Возможно ли быть в группе и сохранить свои ценности? Кому это удалось?
 
Тема «Чувства. Страх. Трусость»
 Весь фильм пронизан страхом. Каждый герой чего-то боится. Лена боится потерять отношения с Димой, разочароваться в нем. Дима боится бойкота и травли со стороны класса. Кнопка как «вождь» группы боялась распада группы и предательства, лицемерия, нарушения справедливости. Васильев боялся за Лену. Но страх и трусость — разные вещи. Можно бояться и делать то, что считаешь правильным. Трусом оказался только
 
Дима.
Вопросы для обсуждения:
•    Кто чего боялся?
•    Что такое страх?
•    Что такое трусость?
•    Как вам кажется, страх и трусость — одно и то же?
•    Кто из героев трус? Почему?
•    А кто не трус? Почему?
•    Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме?
 
Тема «Дружеские отношения. Предательство»
 В фильме поднята очень актуальная для подростков тема дружбы. Как друг может предать? Лена довольно долго была «слепа» в отношении Димы, не верила, что он предаст ее, их дружбу. Она пыталась защитить его, взяв всю вину на себя. Лена так и не рассказала классу про него. Дима предал класс (рассказал учительнице), предал Лену (когда не признался и стал травить ее вместе с классом). Предательство может быть только осознанным. Ситуация, когда Лена смеется вместе с классом над своим дедушкой, не является предательством. Она слишком наивна, доверчива и не понимает, как зло смеются ее одноклассники.
 
Вопросы для обсуждения:
•    Как Лена переживала предательство Димы?
•    Кто был настоящим другом для Лены? Почему?
•    Кто делал вид, что он друг? Как вы это поняли?
•    Кто в фильме дружил по-настоящему?
•    Кто кого предал?
•    Кто кого не предал?
•    Является ли молчание предательством?
 
Темы «Взросление. Ответственность. Выбор»
За тот период времени, который отражен в фильме, Лена взрослеет. Поначалу, когда она приходит в класс, Лена выглядит невинной, глупенькой, ничего не понимающей девочкой. Она легко смеется над своим дедом вместе со всем классом — очень хочет быть принятой ребятами — и не оценивает их поведение. Но в сцене ее прощания с классом, когда Лена в день отъезда пришла в школу, она уже взрослая девушка, со своим мировоззрением, своими принципами, идеями и жизненным опытом, способная выбирать, принимать решения и нести за них ответственность. Произошедшее с ней — момент ее инициации, перехода из детства, легкого, безответственного, бездумного, доверчивого состояния, во взрослость, где она приняла решение не быть в этом классе, в этой группе, с ее правилами, принципами и жестокостью.
 
Вопросы для обсуждения:
•    Что такое быть взрослым?
•    Как изменилась Лена в течение фильма?
•    В чем можно заметить (поступках, словах) эти изменения?
•    О чем они говорят? Как их можно назвать?
•    Что значит фраза Лениного дедушки: «Она личность»?
•    Как меняются герои, их личность к концу фильма?
 
Тема «Прощение»
Прощение и непрощение — эти темы пронизывают фильм. Прощение — антипод предательства, оно его искупает. Для дедушки Лены прощение — проявление милосердия. Лена прощает класс и Диму, дедушка прощает класс и город за их жестокость и несправедливость. Класс не в силах простить Лену, и на этом основана жестокость этих детей. Умение прощать — дар, данный не каждому. Класс не может прощать предательство (Лену, Диму, Васильева), Марина не может простить своих родителей за то, что она здесь, за развод.
 
Этому городу недоступно прощение.
Вопросы для обсуждения:
•    Что значит простить?
•    Кто простил и за что? А кто нет?
•    Надо ли прощать?
•    За что можно простить, а за что нет?
•    Легко ли прощать?
•    Зачем прощать?
•    Что получает тот, кто прощает?
 
 
Фильмы для просмотра с подростками:
 
12 разгневанных мужчин / 1957 г., США / 96 мин. Жанр: драма Режиссер: Сидни Люмет В главных ролях: М. Балсам, Д. Фидлер, Г. Фонда.
 
Аннотация: Юношу обвиняют в убийстве собственного отца, ему грозит электрический стул. Двенадцать присяжных собираются чтобы вынести вердикт: виновен или нет. начала заседания почти все склонились к тому, что виновен, и лишь только один из двенадцати позволил себе усомниться. Счет голосов присяжных по принципу «виновен - невиновен» был 11:1.
 
Темы для обсуждения после просмотра:
терпимость, ответственность за принятое решение, влияние личных проблем на принятие решений, конформизм, способность отстаивать свою точку зрения к концу собрания мнения судей кардинально изменились...
 
«Хатико: самый верный друг» 2008 США, Великобритания реж. Лассе Халльстрём
 
Аннотация: В основе сюжета — реальная история, случившаяся в Японии и потрясшая весь мир. Однажды, возвращаясь с работы, профессор колледжа нашел на вокзале симпатичного щенка породы акита-ину. Профессор и Хатико стали верными друзьями. Каждый день пес провожал и встречал Профессора на вокзале. И даже потеря хозяина не остановила пса в его надежде, что друг вернется.
 
Марли и я 2008 США реж. Дэвид Фрэнкел
 
Аннотация: Молодой журналист со своей женой переезжает в другой город на новое место работы. У них грандиозные планы: покупка дома, дети… Но сначала они заводят собаку. Кто бы мог подумать, что именно она станет главным испытанием в их жизни.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Семья, отношения, ответственность
.
Амели / 2001 г., Германия, Франция / 122 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Жан-Пьер Жене В главных ролях: Одри Тоту
 
Аннотация: Знаете ли вы, что все события, происходящие в нашем мире, даже самые незначительные, взаимосвязаны самым удивительным и чудесным образом? Как полет крошечной мухи может вызвать где-то далеко мощный ураган, так и странные и, на первый взгляд, непонятные поступки тихой и одинокой девушки, живущей в мире своих фантазий, могут навсегда изменить жизнь совершенно разных людей, подарив им счастье и раскрасив окружающий мир яркими, головокружительными красками.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Бескорыстие, стремление сделать добро.
 
«День сурка» /1993 США 101 минута
Жанр: Фэнтези, драма, комедия 
 
Аннотация: Телевизионный комментатор Фил Коннорс каждый год приезжает в маленький городок в штате Пенсильвания на празднование Дня сурка. Но на этот раз веселье рискует зайти слишком далеко. Время сыграло с ним злую шутку: оно взяло да и остановилось. Теперь на календаре Фила чернеет одна и та же дата — 2 февраля, из которой он никак не может выбраться. Неунывающий ведущий пытается извлечь выгоду из своего комичного положения: впереди у него уйма времени и безмятежное предсказуемое будущее.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Целеустремлённость. Преодоление трудностей и планирование будущего. Отношения. Саморазвитие.
 
Доброе утро. Morning Glory 2010 США 102 минуты
Жанр: Драма, комедия
 
Аннотация: Когда неутомимого телепродюсера Бекки Фулер увольняют с программы местных новостей, ее карьера становится столь же безнадежной, как и ее личная жизнь. Устроившись в третьесортное утреннее шоу, Бекки решает реанимировать его, пригласив легендарного ведущего Майка Помероя. К сожалению, Майк отказывается рассказывать о моде, погоде и сплетничать о знаменитостях. Это делает его соведущая Колин Пек, бывшая королева красоты и героиня утренних программ, которая в восторге от возможности поделиться с миром свежими «новостями». По мере того, как ведущие вступают в войну сначала за кадром, а потом и в эфире, в жизнь Бекки входит любовь к коллеге по цеху Адаму Беннету. И вот уже Бекки борется за свои отношения, репутацию, работу и, естественно, за судьбу шоу.
Темы для обсуждения после просмотра: Целеустремлённость. Преодоление трудностей и планирование будущего. Отношения. Дружба.
 
 
Босиком по мостовой / 2005 г., Германия/ 118 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Тиль Швайгер В главных ролях: Т. Швайгер, Дж. Вокалек, Н. Тиллер 
 
Аннотация: Работая уборщиком в психиатрической больнице, Ник в последнюю секунду спасает от самоубийства девушку Лайлу, что приводит к непредвиденным последствиям: Лайла тайно выслеживает своего спасителя и однажды вечером неожиданно появляется в дверях его квартиры. В ночной сорочке и босиком. Все попытки Ника избавиться от Лайлы кончаются неудачей. Девушка твёрдо решила остаться у него навсегда.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Что такое любовь. Ответственность за другого человека.
 
Высший балл / 2004 г., США, Германия / 93 мин.
Жанр: комедия Режиссер: Брайан Роббинс В главных ролях: Э. Кристенсен, К. Эванс, Б. Гринберг, С. Йоханссон
 
Аннотация: Группа школьников, решивших проникнуть в экзаменационный центр с целью похищения ответов, оказывается запертой. За ночь, проведённую в здании, они понимают, что их проблемы состоят вовсе не в отсутствии хороших оценок…
 
Темы для обсуждения после просмотра: Отношение к ситуации экзамена. Проблема сдачи ЕГЭ.
 
Двухсотлетний человек / 1999 г., Германия США / 132 мин.
Жанр: мелодрама Режиссер: Крис Коламбус В главных ролях: Р. Уильямс
  
 
Аннотация: Начало нового тысячелетия; происходит прорыв в глобальных технологиях. Люди уже не заводят дома собак и кошек: они покупают себе роботов. Вот и семья Мартинов приобретает себе необычный подарок: робота нового поколения NDR-114, а в обычной жизни просто Эндрю. Купленный как прибор, запрограммированный для выполнения домашней работы, Эндрю вдруг начинает испытывать странные ощущения. Он еще не знает, что это называется чувствами.
Темы для обсуждения после просмотра:
Человечность целеустремленность, терпимость. Жажда жизни.
 
Джуно / 2007 г., США, Канада / 96 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Джейсон Рейтман
В главных ролях: Э. Пейдж, М. Сера, Дж. Гарнер, Дж. Бейтман
 
Аннотация: Беременная старшеклассница Джуно находит приятную семейную пару, желающую усыновить ее не рожденного ребенка. Перед девушкой встают совсем не детские вопросы: Что делать? Что будет лучше для ее ребенка и как найти себя? Джуно принимает необычное решение...
 
Темы для обсуждения после просмотра: Ранняя беременность и суррогатное материнство. Проблема неполных семей. Брак как социальный институт.
 
 
Знакомьтесь, Джо Блэк / 1998 г., США / 178 мин.
Жанр: мелодрама Режиссер: Мартин Брест В главных ролях: Б. Питт, Э. Хопкинс
 
Аннотация: В жизни богатого и влиятельного газетного магната Уильяма Пэрриша появляется сама Смерть, принявшая обличие обворожительного молодого человека по имени Джо Блэк. Смерть, уставшая от своих привычных обязанностей, предлагает Пэрришу необычное соглашение: магнат станет проводником Джо в мире живых, где тот планирует провести свой отпуск. По окончании каникул Смерть заберет Пэрриша с собой. С помощью Уильяма, загадочный и эксцентричный Джо начинает свое путешествие по бренной Земле.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Ценность жизни, любовь, готовность на жертву.
 
 
Класс / 2007 г., Эстония/ 99 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников). Жанр: драма Режиссер: Ильмар Рааг В главных ролях: Валло Кирс, Пярт Уусберг, Лаури Педайя
 
Аннотация: Фильм повествует об эстонской школе. Главный герой - Йозеп, терпит все унижения, которым подвергают его одноклассники, но в один прекрасный момент всё кардинально меняется и те, кто чувствовали себя ильными, унижая слабого, начинают задумываться над своими поступками...
 
Темы для обсуждения после просмотра:
Противостояние социальной среде. Выбор между принадлежностью к группе и своими ценностями. Проблема школьного насилия.
 
Клуб «Завтрак» / 1985 г., США / 97 мин.
Жанр: драма Режиссер: Джон Хьюз В главных ролях: Э. Эстевез, Э.М. Холл, Д. Нельсон, М. Рингуолд, Э. Шиди
 
Аннотация: Пятеро школьников в наказание за проступки вынуждены приехать в школу в выходной день и написать сочинение "Кем вы себя представляете?" Молодым людям с большим трудом удается разобраться в своих проблемах...
 
Темы для обсуждения после просмотра: Проблемы взросления. Подростковые проблемы, с которыми не считаются взрослые.
 
Лекарство / 1995 г., США / 99 мин.
Жанр: драма Режиссер: Питер Хортон В главных ролях: Б. Ренфро, А. Иган, А. Шорра
 
Аннотация: История трогательной дружбы двух подростков, один из которых - 10-летний Декстер - неизлечимо болен - у него СПИД. Однажды, прочитав заметку о докторе, который изобрел уникальное лекарство, Декстер со свои соседом и другом Эриком, тайком от матери, решает отправиться на его поиски в Новый Орлеан. Сбежав из дома, они пускаются вниз по течению реки Миссисипи.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Дружба. Ценность жизни.
 
Реквием по мечте / 2000 г., США / 102 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников). Жанр: драма Режиссер: Даррен Аронофски В главных ролях: Э. Берстин, Дж. Лето, Д. Коннелли, М. Уайанс
 
Аннотация: Драма о четырех наркозависимых героях: кто-то подсел на кокаин, кто-то — на таблетки для похудания, кто-то — на телевизионные шоу. Проходят лето, осень, зима. На протяжении этого отрезка времени жизни героев стремительно и жестоко рушатся...
 
Темы для обсуждения после просмотра:
Причины зависимого поведения (в т.ч. от ПАВ). Наркозависимость – сила или слабость.
 
Трасса 60 / 2002 г., США / 116 мин.
Жанр: комедия Режиссер: Боб Гейл В главных ролях: М. Эдисон, П. Брогрен, В. Робсон, Г. Олдман
 
Аннотация: В легендах и мифах есть персонажи, главная задача которых – исполнять желания. У арабов – это джинны, у ирландцев – лепреконы, у китайцев – драконы, у европейцев – феи и лесные духи. А в Америке есть некто О. Ж. Грант – довольно странный и забавный человек, который тоже может исполнить любое Ваше желание. Но будьте осторожны – он очень проказлив! Вот его-то и встречает однажды Нейл Оливер.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Решения, которые мы принимаем. Желания, с которыми надо быть осторожнее, потому что они могут исполниться. Как идти за своей мечтой и слушать себя. Кто делает выбор в нашей жизни. Ответственность за свой выбор.
 
Умница Уилл Хантинг / 1997 г., США / 126 мин.
Жанр: драма Режиссер: Гас Ван Сэнт В главных ролях: Р. Уильямс, М. Дэймон, Б. Аффлек
 
Аннотация: Уилл Хантинг - 20-летний парень из Бостона, который то и дело ввязывается в неприятные истории. Его жизнь достаточно проста – днем он работает уборщиком, моет полы в университете, а вечером с друзьями ходит в бары, знакомится с девушками. Дерется, если это необходимо. Неожиданно он открывает в себе феноменальные математические способности. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берет его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии.
 
Темы для обсуждения после просмотра:
Дружба. Доверительное общение. Планирование будущего. Манипуляции в общении.
 
Часы / 2002 г., Великобритания, США / 114 мин.
Жанр: драма Режиссер: Стивен Далдри В главных ролях: М. Стрип, Н. Кидман, Дж. Мур
 
Аннотация: В фильме описывается жизнь и рабочие будни Вирджинии Вульф через рассказ истории трех женщин: Вульф, которая показана в период написания ею «Миссис Дэллоувэй», когда ее терзали мысли о самоубийстве; Лары Браун, молодой жены и матери, которая задыхается в рамках своей опрятной жизни среди Лос-Анджелеса 1949 года; и Клариссы Вон, которая устраивает вечеринку в Нью-Йорке наших дней для своего близкого друга Ричарда, умирающего от СПИДа.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Жизнь без прикрас. Проблема жизни и смерти. Один человек должен умереть, чтобы другие больше ценили свою жизнь... (с)
 
Человек дождя / 1988 г., США / 133 мин.
Жанр: драма Режиссер: Барри Левинсон В главных ролях: Д. Хофман, Т. Круз
 
Аннотация: У Чарли, грубоватого и эгоистичного молодого повесы, в наследство от отца остались лишь розовые кусты да «Бьюик» 49-го года. Внезапным «сюрпризом» для него стало открытие того, что львиная доля наследства оставлена отцом его больному аутизмом брату Раймонду. Задавшись целью отобрать свою «справедливую долю» семейного достояния, Чарли похищает старшего брата и держит его заложником. Но то, что было задумано им из эгоизма, перерастает в волшебную одиссею дружбы и самоосмысления, которая разводит границы обособленного мирка Раймонда, а Чарли позволяет вырваться из оков своей некогда бесчувственной души.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Ценность подлинных отношений между людьми. Терпимость друг к другу.
 
«Мы из будущего» 2008 Россия 115 минут
Жанр: Фантастика, приключения, история
Аннотация: Действие картины разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы войны, во время тяжелых оборонительных боев августа 1942-го. Главные герои ленты — четверо «черных следопытов» (людей этой сомнительной профессии называют также «черными копателями») — Борман, Череп, Чуха и Спирт. Они ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы и немецкое оружие. Дело это выгодное, но опасное. Однажды на месте раскопок начинает происходить нечто странное: в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, вдруг обнаруживаются фотографии самих «следопытов». Пытаясь прийти в себя, коллеги по «черному» бизнесу отправляются купаться в озере и… попадают в 1942 год. В самый разгар тяжелых боев.
 
Темы для обсуждения после просмотра: Отношения между людьми в экстремальных ситуациях, уважение к истории своей страны
 
Фильмы для подростков старше 16 лет:
 
«Заплати другому» (США, 2000, реж. Мими Ледер.)
А зори здесь тихие (СССР, 1972, Станислав Ростоцкий)
«Поллианна» (Великобритания, 2003, Реж. Сара Хардинг)
«Рождественская история» (США, 2009, реж. Роберт Земекис)
«Мост в Терабитию» (США, 2007, Режиссер: Габор Чупо)
Миллионер из трущоб (Великобритания, США , 2008, реж. Дэнни Бойл, Лавлин Тандан)
Легенда №17 (2012, Россия, Николай Лебедев)
Пианист (2002, Польша, Франция, Великобритания, Германия,реж. Роман Полански)
«Санктум» (США, Австралия, 2010, реж. АлистерГрирсон)
«Сталкер» (СССР, 1979, реж. Андрей Тарковский)
«Кто если не мы» (Россия, 1998, реж. Валерий Приёмыхов)
«А если это любовь» (СССР, 1961, реж. Юлий Райзман)
«Уроки французского» (СССР, 1978, реж. Евгений Ташков)
«Матильда» (США, 1996, реж. Дэнни ДеВито)
«Из 13 в 30» (США, 2004, реж. Гари Виник)
«Если только» (США, Великобритания, 2004, Джил Джангер)
«Повелитель мух» (США, 1990, реж. Гарри Хук)
«Мужики» (СССР, 1981, реж. Искра Бабич)
«Кудряшка Сью» (США, 1991, реж. Джон Хьюз)
«Чужие письма» (СССР, 1975, реж. Илья Авербах)
«Дети на другом берегу» (Россия, 1996, Леонид Фишель)
«Ключ без права передачи» (СССР, 1976, реж. Динара Асанова)
«Без семьи» (СССР, 1984, Владимир Бортко)
«Розыгрыш» (СССР, 1977, реж. Владимир Меньшов)
«Оторва» (США, Франция, Великобритания, 2008, реж. Ник Мур)
«Пацаны» (СССР, 1984, реж. Динара Асанова)
«Дневник памяти» (США, 2004, реж. Ник Кассаветис)
«Кит» (США, 2008, реж. ТоддКесслер)
«Ловушка для родителей» (США, 1998, реж. Нэнси Мейерс)
«Спеши любить» (США, 2002, реж. Адам Шенкман)
«Жутко громко и запредельно близко» (США, 2011, реж. СтивенДолдри)
«Мальчик с велосипедом» (Франция, Италия, Бельгия, 2011,
Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн)
«Выпускной» (США, 2011, реж. Джо Нуссбаум)
«Привет, Джули!» (США, 2010, реж. Роб Райнер)
«Катись!» (США, 2009, реж. Дрю Бэрримор)
«История странного подростка» (США, 2009, реж. РеджинаКросби)
«Последнее лето в Бойте» (Франция, Испания, Аргентина,2009, Юлия Соломонофф)
«Троя» (США, Великобритания, Мальта, 2004, ВольфгангПетерсен)
«Король говорит» (Великобритания, 2010, реж. Том Хупер)
«Четыре комнаты» (США, 1995, Эллисон Андерс, АлександрРокуэлл, Роберт Родригес, Квентин Тарантино)
«Телефонная будка» (США, 2002, реж. Джоэл Шумахер)

Специализированное видео:
«Наркотики: мифы и реальность», МЦ «Холмс», Екатеринбург,2000
«Правда и наркотики», МЦ «Холмс», Екатеринбург, 2000
 «Обыкновенный фашизм», СССР, 1966, реж. Михаил Ромм
 
 

Спайс-эпидемия. Документальный фильм Аркадия Мамонтова

Подать заявку или задать вопрос вы можете по телефонам:

(383) 246-06-16, 246-06-17 (Бородихин Иван Анатольевич)

Семинары юриста: (383) 246-07-18 (Михайлова Евгения Анатольевна)

Семинары отдела образовательных технологий

Школа приемных родителей (для действующих семей)
Формат: Цикл тренингов/программа
Продолжительность: 3 сессии по три дня каждая
Аудитория: приемные родители, специалисты службы сопровождения, специалисты КЦСОН, специалисты отделов опеки и попечительства
Описание:
Задачи ШПР состоят в том, чтобы помочь приемным родителям подготовить детей к самостоятельной жизни, научить их самостоятельно находить пути выхода из сложных ситуаций. Участники семинаров получают знания о возрастных особенностях детей и подростков, учатся использовать ресурсы социума для социализации детей и создания для них ситуации успеха. Кроме того, ШПР помогает создать сообщество приемных родителей, благоприятную среду для взаимопомощи и поддержки. Особое внимание специалисты уделяют построению эффективной коммуникации с ребенком,  разрешению конфликтов, управлению поведением, подготовке к самостоятельной жизни и  преодолению последствий жестокого обращения.

Особенности подросткового возраста, общение с подростком, предотвращение конфликтных ситуаций и управление поведением
Формат: семинар
Продолжительность: 4 часа
Описание:
Знакомство с возрастными особенностями, подростков, типичными проблемами, возникающими в общении с детьми этого возраста. Развитие навыков самостоятельного решения проблем, предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций. Формирование и развитие доверительных отношений и принятия.
Методы и приемы управления трудным поведением
Название: Методы и приемы управления трудным поведением
Формат: лекция с презентацией, интерактивные упражнения
Продолжительность: 4 часа
Аудитория: приемные родители детей подросткового и младшего подросткового возраста
 

Зависимое поведение и сопутствующие трудности

Название: Зависимое поведение и сопутствующие трудности
Продолжительность: 3 часа
Аудитория: приемные родители, специалисты службы сопровождения, сотрудники детских домов
Описание:
Понятие зависимости психологической и физиологической. Формы зависимостей. Мотивы и причины употребления ПАВ подростками. Внешние проявления наркотической зависимости. Факторы защиты от употребления ПАВ.

Понимание природы конфликта и умение вести себя в конфликтных ситуациях
Название: Понимание природы конфликта и умение вести себя в конфликтных ситуациях
Формат: семинар-тренинг
Продолжительность: трехдневный семинар-тренинг (сокращенный вариант один день – 8 часов)
Описание:
Расширение представлений о потенциальном значении конфликтных ситуаций, знакомство со способами поведения в конфликтных ситуациях, диагностика собственного профиля поведения.
Формирование знаний о конфликтах, их причинах и последствиях; выработка практических навыков анализа конфликтов и поиска наиболее эффективного стиля поведения в конфликте; формирование знаний и навыков для работы с детьми разных возрастов, персоналом учреждений и организаций в ситуации конфликта. Знакомство и приобретение практических навыков ведения переговоров и посредничества.
 

Социализация ребенка и подготовка к самостоятельной жизни
Название: Социализация ребенка и подготовка к самостоятельной жизни

Формат: семинар
Продолжительность: 3 часа
Описание:
Понятие и факторы успешной социализации. Развитие социальных навыков. Направления и формы обучения ребенка навыкам самостоятельной жизни. Выбор оптимального возраста для обучения.

Особенности воспитания подростков
Название: Особенности воспитания подростков
Формат: семинар-тренинг
Продолжительность: 4-8 часов (1-2 дня)
Аудитория: приемные родители, специалисты службы сопровождения, сотрудники детских домов
Описание:
Психологические и физиологические характеристики подросткового возраста. Стратегии воспитания и общения с подростком. Воспитание ответственности. Помощь подростку в профессиональном самоопределении.

Особенности детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей. Формы работы, управление поведением
Продолжительность: от 1 до 3-х дней. (по желанию заказчика)
Аудитория: замещающие родители, специалисты, работающие в сфере защиты семьи и детства, педагоги учреждений общественного воспитания, школ.
Описание:
В семинаре раскрываются особенности детей, переживших насилие и потери. Рассматриваются последствия депривации и типичные проблемы. Предлагаются приемы и методы работы с детьми с особенностями поведения.


Сексуализированное поведение детей и подростков. Проблемы полового воспитания
Формат: семинар
Продолжительность: 4 часа
Описание:
Основная задача семинара - научить приемных родителей правильно реагировать на проявления сексуализированного поведения, являющегося, как правило, следствием пережитого насилия, травм. Кроме того, семинар посвящен особенностям полового воспитание детей и подростков, переживших сексуальное насилие и подготовке подростков к взрослой жизни


Пути выхода из конфликтных ситуаций в семье
Формат: семинар-тренинг
Аудитория: родители, специалисты службы сопровождения, сотрудники детских домов
Продолжительность: 4 часа
Описание:
Способы поведения в конфликте. Анализ конфликта. Сдерживание эскалации конфликта. Алгоритмы разрешения конфликта. Метод "Выиграл-выиграл" на кейсах.

 

 

Семинары отдела психологического сопровождения

Детско-родительский тренинг
Ни для кого не секрет, что основной   проблемой, которая возникает между родителями и детьми является непонимание. Дети ведут себя, как хотят, а родители не могут подобрать нужных слов, чтобы донести определенную информацию и добиться соответствующей реакции от взрослеющего человека. Поэтому, очень важно и полезно  выстраивать близкие и доверительные отношения между родителями и детьми.
Для приемных родителей на детско-родительском тренинге создаётся уникальная возможность в атмосфере доверия и принятия взглянуть со стороны на свой стиль воспитания; получить новые знания и практические методы решения проблемных ситуаций; узнать, как  обыденный стиль отношений, привычные слова и действия формируют жизненный путь ребенка.  Подросткам тренинг детско-родительских отношений позволит с большим пониманием относиться к родителям, увидеть их с  необычной творческой стороны и  почувствовать себя увереннее и спокойнее в отношении с приемными родителями. В целом тренинг направлен на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества приемных родителей и детей, на формирование умения понимать состояния и чувства, принимать интересы друг друга, способствует развитию чувства сопереживания и выработке навыков адекватного, конструктивного общения.

Данный тренинг поможет родителям и детям:
- улучшить способность сопереживать друг другу;
 - сформировать отношения сотрудничества;
- освоить навыки конструктивного общения.

Категория участников: замещающие семьи - родители и дети. 

Продолжительность: 4 дня.

Детско-родительский тренинг (часть 2) «Моя жизнь - моя ответственность»
Для приемной семьи, как и для детского дома, главным индикатором успешности выпуска является адаптация выпускника во взрослой жизни. Оказывая психолого-педагогическую поддержку семьям и восстанавливая отношения, мы ставим не менее важную задачу - развитие ресурса семьи в вопросе социальной адаптации ребенка.

В результате прохождения данного тренинга родители смогут:
- повысить свою компетентность в вопросах социальной адаптации и подготовке к самостоятельной жизни детей.
Подростки смогут:
 - развить навыки самостоятельной жизни: ответственного принятия решений, умения делать выбор, финансовой грамотности, уверенного поведения и эффективной коммуникации.
Родители и подростки вместе смогут сформировать отношения поддержки, партнерства и сотрудничества.

Категория участников: замещающие семьи - родители и подростки (13-16л.).  
Продолжительность: 4 дня

Семинар-тренинг: для замещающих родителей «Профилактика эмоционального выгорания»
Эмоциональное выгорание — это симптом нашего времени. Он характеризуется состоянием истощения, которое приводит к отсутствию  сил и чувств, утрате радости по отношению к жизни. Чаще всего термин «эмоциональное выгорание» связывают с деятельностью работников, чья профессия связана с помощью людям. Но в нашем обществе крайне мало говорят о том, что эмоциональному выгоранию подвержены также и приемные родители.
Зачастую родители сами не понимают, почему ребенок вдруг начинает их раздражать и злить. Они срываются и кричат на детей, несмотря на то, что большинство родителей осознают «неправильность» своих поступков. Чувство вины приводит к ощущению собственного бессилия и злости на себя как «плохого» родителя, что в свою очередь не может не отразиться на детско-родительских отношениях.
В рамках данного семинара-тренинга созданы условия для откровенного разговора об усталости и истощении.

Данный семинар позволит участникам познакомиться с грамотным  использованием внутренних и внешних ресурсов, приобрести навыки саморегуляции и актуализировать свой позитивный эмоциональный опыт.
Продолжительность: 4 часа.

Семинар - тренинг для приемных родителей «Трудное поведение приемного ребенка»
Наверное, нет ни одного родителя, который бы не сталкивался с проблемами в поведении своего ребенка. Каждый ребёнок хотя бы изредка проявляет «симптомы» трудного поведения.  Приемные дети – особая категория детей. В силу большого числа неблагоприятных факторов в их жизни они имеют целый «арсенал» видов и способов трудного поведения. Многие приемные родители, сталкиваясь со сложностями в поведении своего ребенка, теряются и не знают что делать. При этом, такие способы как запреты, слезы, крики, наказания за неприемлимое поведение лишь усугубляют проблему и ухудшают отношения между приемными родителями и их приемными детьми.
На тренинге-семинаре мы рассматриваем вопросы:
•    Что такое трудное поведение?
•    Возможные причины трудного поведения (воровство, истерики, агрессивное поведение)
•    Основные ошибки в воспитательном процессе, способные ухудшить ситуацию
•    Шаги по преодолению трудного поведения.
По окончанию семинара участники получат знания и навыки, которые позволят предотвратить проблему, а в случае, если она возникнет, то быстро и эффективно с ней справиться.
Продолжительность: 4 часа

Семинар - тренинг для приемных родителей «Детская ложь и детское воровство в замещающей семье»
Можно долго искать человека, который никогда не обманывал и никогда не брал чужого, но найти такого вряд ли получится. Дети тоже не являются исключением. В какой-то момент каждый родитель сталкивается с проблемами детской лжи или детского воровства. Проблема детского воровства сложна и многогранна. Каждый ребёнок хотя бы раз в жизни что-нибудь крадёт. Многие родители теряются и не знают что делать, когда с этим сталкиваются.
Особенно актуальна эта тема для приемных родителей, которые при воспитании приемного ребенка сталкиваются с последствиями семейного неблагополучия или интернатной системы воспитания.
По окончанию семинара участники получат:
- ответы на вопросы: «Возможные причины детской лжи и воровства», «Что делать, если ребенок солгал/украл»;
- знания и навыки, которые позволят эффективнее справляться с проблемой детской лжи и воровства.
Продолжительность: 4 часа


Семинар-тренинг для приемных родителей: «Школьные трудности приемных детей»

Ребенок не хочет учиться, долго делает домашнее задание. Таскает детям в школу сладости, чтобы они дружили с ним. Дерется с одноклассниками, мешает вести урок. Многим родителям приемных детей знакомы эти школьные реалии. Что делать, если ребенок не хочет учиться?  Что делать с его «неправильным» поведением? Эти вопросы ставят родителей в тупик и вызывают чувство собственной беспомощности.
 Чтобы понять, что делать с проблемой – необходимо хорошо понимать ее изнутри. Наш семинар-тренинг разработан специально для  родителей, которые столкнулись со сложностями в школьной жизни ребенка и хотят помочь в их преодолении.
Данный семинар поможет родителям:
•    лучше понять причины школьной дезадаптации и  того, как травма потери влияет на школьную готовность.
•    Освоить новые стратегии поведения для помощи ребенку в школьных проблемах
Категория участников: замещающие родители
Продолжительность: 4 часа

Семинар-тренинг для приемных родителей «Родители и дети – стратегии поведения в конфликте

Семинар-тренинг "Родители и дети – стратегии поведения в конфликте" — это возможность посмотреть на себя и на свою модель "родительского" поведения со стороны, и найти очень много возможностей сделать успешнее свою личную жизнь, улучшить общение с детьми и отношения в своей семье.
Конфликт между потребностями родителей и детей не только неизбежен в семьях, но он встречается часто. Конфликт является моментом истины во взаимоотношениях   это тест (испытание) здоровья этих отношений, это кризис, который может ослабить или укрепить их, это критическое событие, которое может вызвать длительное чувство обиды, скрытую враждебность, психологические "шрамы". Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга или втянуть их в более тесный и более интимный союз; они содержат семена деструкции и семена большого союза: они могут привести к вооруженной борьбе или к более глубокому взаимному пониманию.
 
В результате работы на семинаре участники научатся:
•    уважать своих детей и прислушиваться к их мнению;
•    делегировать ответственность своим детям и не делать за них того, что они могут делать сами;
•    относиться к детям, как к активным участникам нашей жизни;
•    строить взаимоотношения с детьми, учитывая их личностные особенности;
•    поддерживать своих детей;
•    понимать и уважать чувства ребёнка;
•    общаться с детьми искренне и заинтересованно;
•    разрешать конфликты так, чтобы все оставались довольны.
Продолжительность: 4 часа

Семинар - тренинг для приемных родителей: «Детские страхи»
Детские страхи это эмоциональная реакция ребенка на ситуацию угрозы (реальную или воображаемую), или на опасный в представлении ребенка объект. Страхи являются неотъемлемой частью нашей жизни.
Детские страхи разнообразны: одни дети боятся темноты, другие боятся воды, кто-то всего понемножку. Большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Если к детским страхам правильно относится и понимать их причины, чаще всего они исчезают без следа.
По результатам семинара родители узнают:
- факторы, способствующие появлению страхов у детей
- в каком возрасте, и какие страхи могут появляться
- как поступать в сложных ситуациях.
Продолжительность: 6 академических часов.

Семинар-тренинг  «Понять приемного подростка»

Не секрет, что подростковый возраст - не только ответственный период в становлении подрастающего человека, но и серьезное испытание для педагогических и личностных компетенций родителей. Дополнительной трудностью в воспитании подростка в замещающей семье является то, что родителям сложно предвидеть реакции ребенка, который появился в семье не с момента рождения. Поэтому приемным родителям особенно важно как можно больше знать о том, какие «сюрпризы» готовит этот переходный период в развитии ребенка.

В результате работы участники узнают:
- особенности воспитания подростков в приемных семьях;
- истоки возникающих в этом возрасте проблем;
- пути преодоления сложностей подросткового возраста
Продолжительность: 4 часа

Семинар «Половое воспитание»
Хотели бы вы научиться говорить на тему полового развития, секса с вашими детьми более открыто и непринужденно?
Знать, что «нормально» в каждом возрасте для ребенка в сексуальном развитии, а что требует особого подхода?
Как быть, если ребенок ведет себя « неприлично»?
И вообще перестать краснеть и стесняться вопросов секса?

Наш нынешний 21 век – век информационный. Казалось бы, это значит, что общество знает «все и обо всем», но не тут то было. Тема секса и сексуальности все еще является табу. И даже если об этом и упоминается, то это приводит к смущению или дискомфорту окружающих.
В ситуации с приемной семьей, тема полового воспитания, тема секса в жизни их приемных детей крайне актуальна.  Родители, сталкиваясь с возрастными проявлениями сексуальности в своих детях, зачастую не могут отделить норму возрастного развития от отклоняющегося (сексуализированного) поведения. Они теряются и не знают, что говорить, как себя вести.

В результате работы участники получат:
•    доступную и понятную информацию на темы: полового воспитания, секса, сексуальности, сексуализированного поведения;
•    у них появиться уверенность в той информации, которую они в дальнейшем смогут рассказать своему ребенку;
•    получат рекомендации по теме полового воспитания;
•    обогатят словарный запас необходимой терминологией;
получат большой заряд положительных эмоций, и перестанут так бояться темы «секса».
Продолжительность: 4часа

Семинар - тренинг для приемных родителей «Сексуализированное поведение у приемного ребенка»

Тема секса, и тем более, сексуализированного поведения, как правило, табуирована в замещающих семьях, родители не готовы «вслух» говорить с детьми о сексе и половом развитии. Многим родителям не хватает знаний о нормативном сексуальном развитии, им бывает сложно разобраться в том, что является нормой, а что отклонением.  Сексуализированное поведение – то, с чем сталкиваются приемные семьи, чьи дети подвергались насилию (психологическому, физическому, сексуальному).  Такое поведение пугает приемных родителей, заставляя совершать ошибочные действия, в ход идут: запреты, порицания и физические наказания, что негативно сказывается на развитии ребенка и ни как не решает, а порой и усугубляет проблему.
В результате работы участники узнают:
•    О причинах сексуализированного поведения
•    Разберутся в понятиях «сексуальность», «сексуальное поведение»
•    Как проявляется «сексуализированное поведение»
•    Как адекватно реагировать на сексуализированное поведение ребенка
Продолжительность: 4часа

Семинар - тренинг для приемных родителей: «Мы - Сотрудники»
Как правило, конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не деться. Казалось бы, родителям и учителям делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Третий участник конфликта, по поводу которого, собственно, и разгорается сыр-бор, — это ребенок, ученик. Удивительно, но его отношение к проблеме очень часто вообще не выясняют. Он бы уже и рад все прекратить и забыть, а взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.
В результате семинара родители:
-  приобретут навыки конструктивного взаимодействия с учителями в интересах ребенка;
- научатся не спешить с выводами, слушать и слышать друг друга, контролировать собственные эмоции.
Категория участников: замещающие родители, специалисты помогающих профессий (органы опеки, социальные педагоги, учителя, специалисты службы сопровождения и.т.п)
Продолжительность: 4 часа

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru