Программа содействия социальной адаптации подростков «Шаг навстречу»

Программа реализуется при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Image
Image

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

В рамках Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей на территории Новосибирской области, при софинансировании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГБУ НСО «ЦРСФУД» продолжилась реализация программы содействия социальной адаптации подростков «Шаг навстречу».

Программа представляет собой комплекс регулярных мероприятий для подростков и замещающих родителей, направленный на развитие детско-родительских отношений, кругозора, навыков социальной адаптации подростков, психолого-педагогических навыков замещающих родителей. Для каждой семьи по итогам анализа уровня владения воспитанниками навыками социальной адаптации определяется набор и периодичность мероприятий программы.

В рамках программы Центр реализует несколько регулярных мероприятий: Пятидневный выездной тренинг для подростков из приемных семей "Шаг навстречу", творческие объединения «Желтая сова» в г. Новосибирске и р.п. Маслянино, семинары для замещающих родителей по воспитанию подростков, работа Службы правовой помощи молодежи «Решение», конкурс «Рискни стать лучшим», детско-родительские тренинги, модули курса «Растем вместе» и другие.

В течение всего участия семьи в программе специалисты службы сопровождения отслеживают динамику изменений в вопросах развития детско-родительских отношений, формирования у детей навыков социальной адаптации, оказывают индивидуальную помощь и поддержку детям и родителям.

Развитие компетентности родителей.
Большое внимание Центр уделяет методической работе с родителями, воспитывающими детей в предподростковом возрасте. Родители подростков сталкиваются с проблемами, вызванными кризисом подросткового самоопределения или «трудным возрастом», как его часто называют. Взрослые забывают, что дети взрослеют и те приемы управления поведением, которые раньше помогали, теперь не эффективны. Начинаются конфликты в семье и отношения рушатся. Для того чтобы сохранить детско-родительские отношения, взрослым нужно понять изменения, происходящие с ребенком и подстроиться под них.

Семинары для родителей, которые проводят специалисты «Центра развития семейных форм устройства детей-сирот», помогают взрослым лучше понять своих детей, выявить причины их «непонятного» поведения и подобрать эффективные способы общения с подростком и управления его поведением. На семинарах разбираются актуальные для подросткового возраста темы: половое воспитание подростков, зависимое поведение, возрастные особенности, типичные проблемы подростков и их причины. Особое внимание в программах семинаров Центра уделено вопросам формирования навыков социальной адаптации у воспитанников.

Семинар-тренинг «Шаг навстречу»

Пяти-семидневный семинар-тренинг для подростков проводится на базе детского-оздоровительного лагеря в каникулярное время.

Реализуемые в программе тренинга «Шаг навстречу» формы работы помогают установить между ведущими и подростками особые отношения, характеризующиеся взаимным уважением и интересом, желанием подростков обращаться за наставнической и консультативной помощью ко взрослым, советоваться, принимать помощь.

Результаты реализации тренингов для подростков:

  • обеспечение возможности для влияния на подростков через присоединение, взаимный интерес, поддержку;
  • видение проблем в семьях целевой группы с точки зрения детей;
  • выявление индивидуальных проблем и потребностей в помощи у подростков, оказание квалифицированной адресной поддержки;
  • получение и дальнейшее распространение опыта практического применения эффективных подходов к взаимодействию с подростками;
  • развитие кругозора подростков;
  • самореализация подростков и развитие ключевых навыков социализации: умения делать выбор, коммуникации, работы в коллективе, уверенного поведения и других;
  • улучшение детско-родительских отношений в семьях через предоставление подросткам возможности проявить себя в конструктивной деятельности.

 Тренинг предусматривает использование специальных технологий и интерактивных форм и методов работы, включающих групповую работу и работу в парах, игры и упражнения на знакомство и сплочение, имитационные и ролевые игры, проектную деятельность, творческие задания, рефлексии, решение задач, дискуссии.

 

Клубы для подростков из замещающих семей.
Клубное объединение организуется для группы 16-18 воспитанников замещающих семей и 7-10 их друзей одноклассников, проживающих в своих биологических семьях. Такой состав участников позволит избежать разделения детей на кровных и приемных, негативного «клейма» ребенка-сироты, что важно для лучшей интеграции детей из замещающих семей в социум. Подростки приглашаются на пробные встречи-занятия в течение месяца. По окончанию месяца формируется группа подростков, пожелавших посещать занятия клубного объединения на регулярной основе в период учебного года.
Критерии отбора участников, получающих приглашение на пробные занятия:
  • Возраст - 13-16 лет.
  • Отсутствие серьезных нарушений развития и психологических проблем.
  • Возможность самостоятельно или в сопровождении взрослых регулярно посещать занятия клубного объединения.
Занятия объединения проводятся 1 раз в неделю с сентября по май включительно. Для исключения пропусков школьных уроков, занятия объединения проводятся во второй половине дня. Продолжительность одного занятия составляет 2.5 часа. В каждом занятии предусмотрены перерывы на чай, индивидуальные консультации с участниками. Все занятия простроены с учётом принципов интерактивного обучения.
Работу объединения открывают 4 занятия, направленные на знакомство, сплочение участников объединения и анонсирование программы дальнейших встреч.
Основу программы составят занятия, посвящённые пяти направлениям:
  • Работа в команде.
  • Эффективная коммуникация и сценическое мастерство.
  • Школа помощников вожатых.
  • Молодёжная журналистика.
  • Социальное проектирование.

 Каждому из 5 направлений посвящено не менее 5 занятий, последнее из которых является отчётным. Эти занятия посвящены символическому и практическому закреплению полученных знаний: подготовка тематических новостных видео сюжетов, проведение брейн-ринга для младших классов (организованного участниками объединения), сценический практикум и другие. После прохождения каждого тематического блока участники получают свидетельство.

В ходе занятий, используя наблюдение и общение с детьми, ведущие составляют индивидуальные карты ребенка с информацией о его знаниях, умениях и навыках, особенностях, сильных и слабых сторонах. Это позволяет отследить в дальнейшем динамику развития детей, скорректировать программу с учетом особенностей детей в группе, определить индивидуальные задачи работы с каждым участником.

Каждый подросток на первом занятии получает папку участника, куда в дальнейшем вкладываются полученные на занятиях свидетельства, награды, сувениры, и другие памятные вещи, полученные в ходе работы объединения. После завершения работы объединения, эта папка остаётся у участника.

Интерактивные технологии обучения, позволяющие формировать и развивать социальные навыки, включают в себя: мини-лекции с презентациями и упражнениями, групповую работу, творческие задания, ролевые игры, игры на взаимодействие в команде, коммуникативные упражнения, практикумы, просмотр и обсуждение видеороликов и фильмов, реализацию индивидуальных и групповых социальных проектов детей. В группе задается особый стиль общения, способствующий созданию доверительной атмосферы, основанный на принятых всеми, выработанных совместно групповых правилах.
 
В течение курса проводятся два открытых занятия с участием родителей и приглашенных гостей. Эти занятия проходят в формате отчетного концерта с награждением участников. Каждый ребёнок отмечается в творческой номинации, подчёркивающей его достижения. На заключительном открытом занятии участникам выдаются свидетельства об окончании курса.

Два занятия объединения проводит юрисконсульт. Эти занятия направлены на ознакомление подростков с правами и обязанностями, которые они имеют на данный момент и будут иметь по достижении совершеннолетия. Кроме расширения кругозора, эти занятия развивают навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
В случае выявления потребностей участников объединения в психолого-педагогической помощи проводятся консультации психолога. Также предусмотрен формат индивидуальных консультаций участников с ведущими после занятий или дистанционно между встречами.

После каждого занятия команда ведущих проводит регулярные совещания, в ходе которых обсуждает и фиксирует наблюдения: ведущие отмечают индивидуальные успехи и трудности детей, анализируют прошедшие занятия, ставят дополнительные задачи на следующую встречу, вырабатывают меры оказания адресной помощи конкретным участникам.

Для поддержания общения между ведущими и детьми между занятиями, информирования детей о темах последующих занятий, публикации конкурсов и заданий, размещения фото- и видеоматериалов создаются группы в социальной сети «ВКонтакте».
Для мониторинга развития социальных навыков участников объединения, выявления ожиданий подростков от курса и корректировки программы занятий проводятся сеансы анкетирования участников – входной, промежуточный, итоговый.

По завершении работы объединения, команда ведущих подводит аналитические итоги, обсудив качественные результаты участия каждого ребенка. Для дальнейшего сопровождения каждого участника объединения, командой вырабатываются рекомендации для специалиста Службы сопровождения или Отдела опеки и попечительства.

 
 
 

Ведущие и тренеры программы

DSC0011bannov.jpg

Баннов Александр Митрофанович

Разработка и ведение тренингов для подростков и специалистов. Консультирование подростков и выпускников.
IMG4059Rnevzorov.jpg

Невзоров Александр Александрович

Тренинг для подростков «Шаг навстречу». Семинары для родителей, воспитывающих подростков.
IMG4093Rdomorosliy.jpg

Доморослый Дмитрий Сергеевич

Тренинг для подростков «Шаг навстречу». Семинары для родителей, воспитывающих подростков.
Borodihin.jpg

Бородихин Иван Александрович

Тренинг для подростков «Шаг навстречу». Семинары для родителей, воспитывающих подростков.
nanjvzvejlu5654.jpg

Холодков Иван

Ведущий программы "Растем вместе" и Клуба настольных игр.
gojeaauzras.jpg

Скворцов Евгений Андреевич

Координатор конкурсов для подростков, координатор Ресурсного центра постинтернатного сопровождения.
curpal.jpg

Цурпал Анна Владимировна

Волонтер программы. Творческое объединение «Желтая сова»: Вожатское дело. Социальное проектирование.
MartinovM.jpg

Мартынов Михаил Александрович

Тренинг для подростков «Шаг навстречу»
kulbenokn.jpg

Кульбенок Елена Александровна

Правовая помощь подросткам.
mihailova.jpg

Михайлова Евгения Анатольевна

Правовая помощь подросткам. Служба «Решение»
podterebov.jpg

Подтеребов Владислав Владимирович

Волонтер программы. Туристское объединение.

Скачивайте и читайте!

Интерактивная работа с подростками

Интерактивная работа с подростками

Уроки финансовой грамотности в семье

Уроки финансовой грамотности в семье

Большая перемена

Большая перемена

Воспитание ответственности и самостоятельности

Воспитание ответственности и самостоятельности

Видео по теме

Рейтинг@Mail.ru

Please publish modules in offcanvas position.